В последние годы паспортизации дорог, особенно в муниципальных образованиях, уделяется огромное значение. Надо отдать должное, за это стали радеть и чиновники различного уровня, и органы прокуратуры, и другие структуры, связанные с содержанием дорог. Давайте разберемся, для чего нужен технический паспорт дороги?
Начнем с общих положений: согласно ВСН 1-83 («Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования») паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования независимо от принадлежности (федеральные, региональные, городские дороги общего пользования). Технический паспорт на дорогу или улицу дает четкое представление и описание того, что находится в полосе отвода дороги: дорожные знаки, малые архитектурные формы, посадки деревьев, автобусные остановки, освещение и т.д. Затем описывается состояние всех элементов, да и самой дороги в частности: протяженность, ширина со всеми ее изменениями, парковочное пространство, заездные карманы. Словом, малейшая деталь. Получается, что открыв паспорт, организация, обслуживающая и содержащая дорогу, может узнать об объекте всё. Понятно, что дорога – это «живой» объект и на ней и в зоне ее влияния происходят постоянные изменения. Это ремонты, разнообразное обустройство. Именно поэтому технический паспорт разрабатывается не реже чем один раз в пять лет, но вестись должен ежегодно, а при необходимости и корректироваться в любое время при наличии каких-либо изменений.
Почему именно сейчас стал вопрос о важности наличия технического паспорта у различного рода заказчиков? По мнению технического директора ООО «ДорМостПроект» Сергея Круглова, вопрос щепетильный, а ответы могут многим не понравиться, но правду вскрывать надо.
Во-первых, как сказано выше, паспорт дороги – это удобно, не нужно иметь множество различных документов разрозненного характера, всё необходимое сведено в единый документ. При этом обслуживающая организация, равно как и балансосодержатель имеют четкое представление сколько, например, на дороге дорожных знаков, какое количество водопропускных труб, мостовых сооружений, их состояние, конструктив, протяженность и ширина дороги. Есть понимание, какое количество денежных средств необходимо выделять на содержание самой дороги, обустройства, какие элементы требуют замены и многое другое.
Во-вторых, в нашей стране несколько лет назад стартовал приоритетный национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и для подтверждения объемов нужны данные по дорожной сети, характеристикам дорог и эту информацию можно взять только с технического паспорта. Параллельно проводится работа и по диагностике для описания дефектов дороги. Это в идеале.

Воронежская псевдопаспортизация
Вернемся в 2017 год. В этом году ООО «ДорМостПроект» выиграла тендер и заключила с МКУ «Городская дирекция дорожного хозяйства и благоустройства» (заказчик) муниципальный контракт по диагностике улично-дорожной сети г. Воронеж. И первое, что в рамках исполнения нужно было выяснить – это прохождение дорог. Соответственно, компания «ДорМостПроект» запросила паспорта на улично-дорожную сеть. Как и ожидалось, их не оказалось, и сам заказчик долго согласовывал схемы прохождения дорог, часто меняя их, уводя в ту или иную сторону (при том, что заказчик и занимается непосредственно этим вопросом и, конечно, должен это знать). Также выяснилось, что многие протяженности дорог, указанные в техническом задании, оказались несоответствующими реальным размерам. Таких чудес было много. Но самый главный вопрос в том, как заказчик все эти годы содержал дороги, откуда брал объемы работ на летнее и зимнее содержание, ремонты?! Получается, что деньги на содержание объекта тратились приблизительно

В рамках данного контракта нами была установлена истина, измерены все дороги и определены их характеристики. Но эта была диагностика, а не паспортизация и измерялись всего несколько элементов. И вот в 2019 году город всё-таки нашел деньги на паспортизацию дорожно-уличной сети (хотя при желании средства могли найти и раньше). Осталось малое – провести закупку и определить ответственного исполнителя на данный вид работ. Как-никак, миллионный город. Но не стоить забывать – это все-таки Воронеж… И у наших чиновников всегда есть «нужный исполнитель» и не важно может он это выполнить или нет, обладает ли нужной квалификацией, главное, что он «свой» и может «освоить» выделенные деньги. Техническое задание, конечно, было составлено таким образом, что участник оказался только «свой», а на аналогичных закупках их десятки и они заканчиваются с хорошей экономией для бюджета. Но тут другой случай. Например, дороги нужно было измерить с точностью строительства космических кораблей, оборудование, которое необходимо использовать при выполнении работ стоит десятки миллионов, хотя имеется множество аналогичного, более производительного и, соответственно, дешевого, но использовать его согласно технического задания было нельзя. И все получилось, как и должно было получиться. Выиграла закупку компания ООО «Проектстройинжиниринг», открытая менее года назад, и до этого не выполнявшая не только аналогичных работ, но вообще никаких, как положено, с одним сотрудником в штате (видимо, сам директор). Сразу началась огромная поддержка в СМИ (без этого никак у нас в городе). Конечно, победитель закупки не собирался выполнять работу согласно технического задания, об этом и не было и речи. Цель была одна – выполнить хоть как-то и сдать хоть что-то. У «своих» всегда примут и оплатят. Но видно и это оказалось непостижимым. Работа должна была быть сдана в первой половине декабря 2019 г. Но уже вторая половина 2020 года, а город не получил даже «что-то». Заказчик, конечно, пытается что-то сделать (даже выписал штраф около 30 т. руб. при стоимости контракта около 10 млн.), но, наверно, «вытянут своего». Имея огромный опыт работ на территории РФ, в аналогичной ситуации контракт уже был бы расторгнут, но опять не в нашем случае. Однако это уже дело контролирующих органов. Кстати, стоить заметить, что для «заблудших подрядчиков» в МКУ «ГДДХ и Б» работа начинается с угроз, что контроль будет жесткий за исполнением контракта и при первом срыве сроков огромные штрафы и незамедлительное расторжение. Но вернемся к паспортизации. Почему название представленной статьи «Паспортизация дорог, как основа содержания дорог и не только»? Да потому, что в нашем городе не всегда нужен результат. Иногда важнее «освоение бюджетных средств», и неважно есть ли результат, получены ли качественные документы, можно ли по ним работать. В настоящее время получается, что, как и в предыдущие годы, МКУ «ГДДХ и Б» будет иметь кучу папок с недостоверной информацией и продолжать черпать из нее информацию для содержания.

Дорожный комплекс Воронежа: будет ли порядок
На протяжении многих лет мы наблюдаем периодическую смену руководителей, начиная от чиновников различного уровня в дорожной отрасли, до градоначальника. Но существенных изменений мало. Не то, что совсем ничего не делается. Делается и многое. Виден результат и по благоустройству, и по качеству содержания, и по состоянию улично-дорожной сети. Но могло бы делаться в разы больше, если оптимизировать проектные и строительные работы, привлекать настоящих специалистов, а не «распильщиков бюджета», т.е. организации, которые принесут пользу, сэкономят средства и это даст определенный экономический эффект. Серия коррупционных скандалов на протяжении последних лет в дорожной отрасли не искоренила эту напасть. Это видно и показательно из описанной, так сказать, проводимой паспортизации. Много и других примеров, на которых можно остановиться, но, как говориться, это уже совсем другая история. Руководители высокого уровня должны подавать пример и задавать ритм изменениям, но когда градоначальник за полгода до закупки уже называет ее победителя, тем самым наплевав на ФЗ-44, тогда изменений придется ждать долго. Ведь чиновники более низкого ранга берут под козырек и действуют аналогично. Увы.

Технический директор ООО “ДорМостПроект”
Круглов С.А.