Дмитрий Смольянов: об изменениях в законе о транспортной безопасности

Дмитрий Смольянов: об изменениях в законе о транспортной безопасности

В августе 2019 года в Федеральный закон № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» были внесены изменения ФЗ № 270-ФЗ от 2 августа 2019 года. За разъяснением новых требований и алгоритмом реализации мероприятий по транспортной безопасности мы обратились к профессионалу, главному инженеру ООО «Вентран-Телеком» Дмитрию Смольянову.

Дмитрий Юрьевич Смольянов, член Правления Ассоциации «Транспортная безопасность», главный инженер ООО «ВЕНТРАН-Телеком»

– Дмитрий Юрьевич, поясните, пожалуйста, какие изменения грядут в сфере транспортной безопасности в связи с поправками к закону?

– На протяжении пяти лет, примерно с 2015 года в Госдуме лежал пакет поправок к закону «О транспортной безопасности». Закон требовал поправок в силу того, что началось его практическое применение. Изменения касались почти всех видов транспорта, к которому добавился атомный ледокольный флот. С учетом того, что морские суда передвигаются по всей акватории мирового океана, атомный ледокольный флот ранее выпал из правового поля, но за счет того, что Российская Федерация начала осваивать северные широты, потребовалось внесение определенных изменений, которые и были приняты в IV квартале 2019 года. В результате чего появился Федеральный закон № 270, который внес много поправок в понятийный аппарат. Большинство изменений вступили в силу с 30 января 2020 года, а ряд положений и законов были полностью изложены в новой редакции и дополнены новыми статьями.

Второй важный момент, на который обращала внимание Росгвардия – это изменения в статье 12.3 Федерального закона «О транспортной безопасности» в части, касающейся полномочий на приобретение и хранение спецсредств и служебного оружия. Положение было дополнено в части разрешения работы с электрошокерами и соблюдения всех необходимых процедур ношения, хранения и применения электрошокеров на объектах с массовым пребыванием людей, а также соответствующей аттестации сотрудников подразделений транспортной безопасности. Хочу отметить, что на сегодняшний день в этой сфере правовых проблем нет, все нормативные документы уже собраны, и закон дает разрешение работникам подразделений транспортной безопасности полномочия и право на приобретение и хранение спецсредств. По нормативно-правовым актам Росгвардии для того, чтобы сотрудникам ПТБ использовать электрошокер, необходимо пройти определенные процедуры. В административном регламенте Росгвардии четко прописан правовой механизм: это различного рода медсправки и прохождение периодических проверок на возможность действия в условиях, связанных с применением спецсредств и служебного оружия. Могу сказать, что сегодня закон работает адекватно – подразделения ТБ на объекты вышли, где-то есть негативные моменты, где-то положительные, но в целом механизм работает, надо просто соблюдать его в правовом поле, чтобы была отлажена вся процедура работы со спецсредством. Важный момент – работники подразделений ТБ должны иметь полный комплект документов, дающий право носить и применять электрошокеры.

– Какие мероприятия необходимо провести для того, чтобы №270-ФЗ вступил в силу и начал работать в полной мере?

– Дело в том, что ФЗ № 270 породил проблему, связанную с тем, что до конца 2020 года правительству и Минтрансу РФ необходимо разработать пакет подзаконных нормативно-правовых актов, которых, по нашим подсчетам, будет примерно 86. Если по состоянию на 1 сентября 2019 года в целом законодательство о ТБ регулировалось порядка 140 нормативными актами (законы, приказы, постановления правительства и т.д), то сейчас прибавится еще 86. И всего получится около 220 документов, которые надо составить так, чтобы они не противоречили друг другу и при этом действительно были единым планом по обеспечению транспортной безопасности. Соответственно для эффективной проработки изменений в законе была создана группа единомышленников, в которую входит и компания «Вентран-Телеком». Сегодня мы активно работаем, чтобы расписать алгоритм действий и создать необходимые документы. Основная задача – согласовать все пунк­ты между собой в сфере нормативно-правового регулирования.

Кроме того, поправки ФЗ № 270 появились из такого масштабного действия, как регуляторная гильотина. Ее задача в том, чтобы отменить утратившие силу, неактуальные нормативно-правовые акты и взамен принять новые, отвечающие современной действительности. По состоянию на 1 января 2020 года, было отменено свыше 1000 нормативно-правовых актов, принятых еще в СССР, например, ГОСТы и СНИПы, однако новые стандарты пока не приняты, поэтому в некоторых отраслях появились «белые пятна», что чревато негативными последствиями.

– Что требуется для успешной реализации закона № 270-ФЗ «О транспортной безопасности»?

– К концу 2020 года должна быть завершена работа по всем документам, мероприятиям и алгоритмам, и уже с 1 января 2021 года надо начинать жить по новым правилам. В связи с принятием № 270-ФЗ и запущенного процесса регуляторной гильотины, правительству и Минтрансу РФ необходимо до конца года принять новые требования по ТБ и антитеррористической защищенности для всех видов транспорта.
Фактически получается, что Россия с 2016 года жила по одним документам о ТБ, а теперь надо действовать по новым стандартам. Кстати, могу по опыту сказать, что в повседневной жизни многие требования о транспортной безопасности оказались избыточными. Например, не имеет смысла ставить на входе в воздушное судно полноценный КПП, если тебя уже досмотрели в аэропорту. Поэтому в рабочей группе мы должны ­прорабатывать, насколько реальны требования ТБ. Безусловно, изменения в №16-ФЗ путем принятия № 270‑ФЗ потребует очередной виток согласований. И если правительство до конца года примет новые требования по видам транспорта, это повлечет за собой новый заход на оценку уязвимости всех объектов, что приведет к:
- финансовым затратам
- дополнительным работам контрольно-надзорных органов
- увеличению времени на согласование
Например, оценка уязвимости ж/д в полном объеме завершилась только в декабре 2019 года, а сейчас им необходимо снова переделывать и согласовывать ранее утвержденные процедуры.

– Очевидно, что грядут изменения и в работе вашей компании. Что придется поменять?

– Необходимо будет проходить соответствующие аккредитации. А в целом наше ПТБ уже имеет лицензию Роспотребнадзора на работу с источниками ионизирующего излучения (интроскопами), все работники ПТБ, чья деятельность связана со спецсредствами или с оружием должны будут проходить в Росгвардии периодические проверки. Кроме того, ПТБ должно получить разрешение на ношение и хранение служебного оружия в целях транспортной безопасности. И, хотя на первый взгляд, пунктов кажется мало, они имеют целый ряд согласований и изменений.

– Считаете ли вы, что новые поправки в закон повысят уровень транспортной безопасности в России?

– Безусловно. На мой взгляд, с практической точки зрения транспортная безопасность в полной мере появилась в стране только с 1 декабря 2019 года, поэтому все сегодняшние изменения положительно повлияют на безопасность пассажиров на всех видах транспорта.
Кстати, люди сегодня мало осведомлены о том, что можно, а что нельзя провозить в багаже, в то время, как № 227-ФЗ «Об утверждении правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности», имеет строгий перечень запрещенных к перевозу предметов и висит почти на каждом вокзале на информационном стенде.
Незнание закона, как известно, не освобождает от ответственности. Так, перед Новым годом при досмотре на станции Придача был извлечен ящик петард и салютов, муляжи оружия и гранат. К сожалению, люди зачастую не интересуются тем, что можно, а что нельзя провозить в транспорте, и одна из наших целей – повышать уровень осведомленности населения и снижать количество происшествий. Надеюсь, что общими усилиями мы справимся с этой задачей!

Справка:
Ассоциация «Транспортная безопасность», созданная при содействии федеральных органов исполнительной власти, объединяет в своих рядах ведущих экспертов, разработчиков, производителей и поставщиков систем и средств антитеррористической защищенности и безопасности на транспорте, страховщиков, а также субъекты транспортной инфраструктуры, специализированные организации и учебные центры. Ассоциация «Транспортная Безопасность» и ее дочерние учебные центры в регионах, которые осуществляют подготовку по ОТБ, готовы оказать полный спектр образовательных услуг, а также консультационные услуги, как субъектам транспортной инфраструктуры, так и подразделениям транспортной безопасности.

Leave a reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *