С 12 по 13 сентября в Казани проходила VIII Всероссийская конференция «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму-2019». Это ключевое событие года в сфере транспортной безопасности было организовано при поддержке Государственной Думы РФ и Министерства транспорта РФ. Свыше 500 делегатов собрались в Казани, чтобы обсудить наиболее актуальные вопросы, наметить пути их решения, поделиться передовым опытом и практиками в области обеспечения транспортной безопасности. Представители более 250 предприятий и организаций из разных регионов России проявили заинтересованность и прибыли на Конференцию для двухдневной работы.
Участники конференции обсудили целый ряд актуальных тем в сфере обеспечения транспортной безопасности, среди которых: вопросы совершенствования законодательства по обеспечению транспортной безопасности в целом и по каждому виду транспорта; оптимизация затрат на обеспечение транспортной безопасности: задачи и решения; региональный аспект: задачи обеспечения транспортной безопасности в условиях цифровизации, а также успешный опыт внедрения современных технологий.

Также на мероприятиях Конференции были рассмотрены опыт интеграции технических средств обеспечения транспортной безопасности в АПК «Безопасный город»; актуальные практики и опыт обучения и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, вопросы совершенствования законодательства в этой области; опыт обеспечения информационной безопасности на транспорте в условиях возрастающих киберугроз, применение BIM-технологий; применение интеллектуальных решений в сфере транспорта; антитеррористическая защита объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Мероприятие традиционно прошло в мультиформатном режиме, включающем в том числе практические занятия на важнейших объектах транспортной инфраструктуры города Казани по четырем видам транспорта.
Однако, по словам участника конференции, члена Правления Ассоциации «Транспортная безопасность», Дмитрия Юрьевича Смольянова, самым значимым моментом для собравших стала демонстрация решений, призванных защитить объекты от атаки дронов.

– В соответствии с приказом Минтранса РФ, ФСБ РФ, МВД РФ от 5 марта 2010 года № 52/112/134 выделяется перечень из 9 потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Среди них:
Угроза захвата – возможность захвата объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ), установления над ними контроля силой или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.
Угроза взрыва – возможность разрушения ОТИ или нанесения им и/или их грузу, здоровью персонала, пассажирам и другим лицам повреждений путем взрыва.
Угроза размещения или попытки размещения на ОТИ взрывных устройств или взрывчатых веществ.
Угроза поражения опасными веществами – возможность загрязнения опасными химическими, радиоактивными или биологическими агентами, угрожающими жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
Угроза захвата критического элемента ОТИ, установления над ним контроля силой или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.
Угроза взрыва критического элемента ОТИ и/или ТС – возможность разрушения критического элемента ОТИ и/или ТС или нанесения ему повреждения путем взрыва или обстрела.
Угроза размещения или попытки размещения на критическом элементе объекта транспортной инфраструктуры взрывных устройств (взрывчатых веществ).
Угроза блокирования – возможность создания препятствия, делающего невозможным движение транспортных средств или ограничивающего функционирование ОТИ, угрожающего жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
Угроза хищения – возможность совершения хищения элементов ОТИ или транспортных средств, которое может привести их в негодное для эксплуатации состояние, угрожающее жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

Но за последние 10 лет террористические угрозы изменились. Если раньше для размещения взрывных устройств на вокзале или станции требовалось непосредственное участие террориста, то сегодня противозаконные действия могут совершаться беспилотными летательными аппаратами. И наша задача – научиться пресекать не только незаконные проникновения на объекты транспортной инфраструктуры, но и быть готовыми не допустить угрозы с воздуха.
Подтверждением реальной угрозы использования беспилотников в террористических целях становятся тревожные новости с Ближнего Востока. Так, например, новость из Саудовской Аравии, о том, что крупные нефтяные объекты загорелись из-за атаки дронов, стала известна 14 сентября, как раз на следующий день после закрытия казанской конференции.


Именно поэтому самым интересным мероприятием в рамках конференции для специалистов стала демонстрация практической работы комплекса обнаружения и блокирования коммерческих беспилотных летательных аппаратов. На презентации инновационных систем разработанных российской компанией ЗАО «АТЕК-Холдинг», которая проходила на секции железнодорожного транспорта и метрополитенов, участники смогли наблюдать недопущения пролета в воздушную часть зоны транспортной зоны ТПУ Казань-2 с последующей принудительной посадкой представленного для практических занятий беспилотного летательного аппарата.
– Что представляют собой комплексы, которые были продемонстрированы участникам в рамках мероприятия?
– Система защиты от беспилотных летательных аппаратов «Стриж-2» – это обновленная версия комплекса «СТРИЖ» для борьбы с беспилотными летательными аппаратами, одновременно выполняет функции обнаружения в радиусе 1,5 км и нейтрализации угрозы присутствия нежелательного БПЛА в радиусе 1 км. Система считается полностью автоматизированной и не требует участия оператора.



Ручной антидрон ГАРПУН-2М, в свою очередь, представляет собой «ружье»: для защиты от квадрокоптеров достаточно навести антенну-ствол в направлении нарушителя. Ружьё работает в двух режимах в зависимости от характера заглушаемого сигнала: «Блокировка каналов управления», при которой аппарат теряет связь с оператором и возвращается в точку вылета к своему хозяину, и «Блокировка управления и систем навигации», при которой лишённый доступа к GNSS (GPS/ГЛОНАСС/Beidou) дрон после короткого неконтролируемого полёта совершает вынужденную посадку в окрестности места перехвата по заложенному в него алгоритму.
Стационарный комплекс обнаружения и блокирования коммерческих БПЛА модели «Стриж-2», переносной комплекс блокирования БПЛА модели «Гарпун-2М» и другие модели подобных устройств были успешно опробованы в Сирии, а также активно применяются для защиты важных объектов на территории России. За короткий срок они зарекомендовали себя как действительно надёжное и эффективное решение, по показателям практичности оставляющее конкурентов далеко позади.

Устройства выпускаются серийно на высокотехнологичном производстве и могут стать надежной защитой для важнейших объектов транспортной инфраструктуры, что особенно актуально для железнодорожных вокзалов и станций, через которые проходит большой поток поездов в южном направлении, тем более в преддверии открытия пассажирского сообщения с Крымом, запланированного на 8 декабря этого года.
Справка
Ассоциация «Транспортная безопасность», созданная при содействии федеральных органов исполнительной власти, объединяет в своих рядах ведущих экспертов, разработчиков, производителей и поставщиков систем и средств антитеррористической защищенности и безопасности на транспорте, страховщиков, а также субъекты транспортной инфраструктуры, специализированные организации и учебные центры. Ассоциация «Транспортная Безопасность» и ее дочерние учебные центры в регионах, которые осуществляют подготовку по ОТБ, готовы оказать полный спектр образовательных услуг, а также консультационные услуги, как субъектам транспортной инфраструктуры, так и подразделениям транспортной безопасности.