Евгений Дитрих высказался о низком качестве подрядчиков, приемке работ Ростехнадзором и налогах для региональных дорог.
В Кремле прошло заседание Госсовета по вопросам развития сети автомобильных дорог и обеспечения безопасности дорожного движения. Свою позицию по строительству дорог, административным барьерам, видеокамерам и нелегальным перевозкам озвучил президент России Владимир Путин. Также перед участниками заседания выступил министр транспорта Евгений Дитрих. Приводим текст его доклада с небольшими сокращениями:
«Сегодня фокус нашего внимания – это регионы. Развитие дорог мы реализуем в рамках двух национальных проектов: «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры».
В рамках проекта «Безопасные и качественные дороги» ремонтируем региональные трассы и уличную сеть крупнейших агломераций. К 2024 году субъекты отремонтируют почти 45 тысяч километров региональных трасс, а совместно с городами они сделают ещё 30 тысяч километров улиц.
Сегодня утверждены пообъектные программы работ по всем 83 регионам, участвующим в проекте. Суммарно по проекту в 2019 году выполняются ремонты более 10 тысяч километров дорог и улиц. Для примера, будет заасфальтирована площадь, сопоставимая с площадью 18 тысяч футбольных полей. 95 процентов объектов из «Безопасных и качественных дорог» проторговано (это более 5900 объектов), 20 процентов из них уже в полной готовности, уложен верхний слой асфальтобетона. Некоторые регионы к сегодняшнему дню уже полностью завершили программу работ этого года.
Хочу адресовать регионам пожелание. Большинством субъектов программы работ утверждены на шестилетний срок, но контракты по старинке заключаются только на год. Из всех объектов только 400 законтрактованы на срок более трёх лет. Просил бы регионы активнее и смелее пользоваться преимуществом шестилетних программ работ и заключать под них шестилетние как минимум контракты.
По стройке. Владимир Владимирович, только по проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» осуществляем поддержку в этом году 17 крупных региональных объектов, 5 миллиардов рублей на это выделено: 4 обхода населённых пунктов, 5 центральных проспектов и развязок, 8 мостов и путепроводов. Из них вводим уже в этом году обход Саранска, обход Рузаевки в Мордовии, Первомайский мост через реку Десну в Брянской области, Красный мост в Орле. Эта работа будет и дальше продолжаться.
Связь центров экономического роста регионов предусмотрена в другом федеральном проекте – это «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года». Там также большие планы по дорожной стройке: 12 обходов крупных городов, 32 больших моста реконструируются, 70 путепроводов регионального и федерального значения. Кроме того, к 2024 году обеспечим движение от Выборга до Севастополя по скоростным дорогам, не менее четырёх полос движения с разделёнными встречными потоками. Это принципиально новое качество жизни россиян.
Теперь о проблемных вопросах.
Состав и качество подрядных организаций – оно, к сожалению, у нас сегодня не улучшается. Усложнение требований приводит к их выбытию с рынка, это серьёзный риск для проекта.
Недавно внесли изменения в закон о государственных закупках, Дмитрий Анатольевич (Медведев – Ред.) его активно поддерживал и инициировал. Сроки и процедуры отбора оптимизированы. Но считал бы, что мы можем улучшать эти процессы и далее.
Во-первых, нужен учёт опыта работы организации в течение всей её жизни – и позитив, и негатив, – чтобы осуществлять отбор организаций именно на основе всех этих параметров. Учитывать и работу по генеральным подрядным работам, которые сегодня уже в реестре госзакупок учитываются, и по субподрядным работам. Организация должна иметь возможности расти, для того чтобы выходить на генподряд уже с положительным опытом.
Во-вторых, нужно чётче прописывать «лестницу» компетенций. Сегодня есть постановление Правительства, которое определяет аналогичные объекты, которые можно выполнять подрядчикам. Его нужно детализировать. На сложные объекты сразу допускать нельзя, пусть накопят опыт на более простых. Система аналогов должна быть детализирована.
По авансированию работ. Сегодня это действительно серьёзная проблема: аванс субподрядчикам отправить невозможно, это приводит к удорожанию ресурсов, которые они вынуждены привлекать на рынке, и снижению объёмов работ. По гособоронзаказу уже такие решения были приняты, считал бы, что мы могли бы тоже аванс платить прямыми деньгами.
По приёмке работ. Сейчас, помимо стройконтроля заказчика, контролирующего приёмку, действует ещё и технический надзор Ростехнадзора, который, по сути, дублирует стройконтроль. Предлагаем для дорог его отменить, оставить только для действительно особо опасных и технически сложных объектов, как это и предусмотрено в законе.
У дорожников это уникальные, технически сложные искусственные сооружения протяжённостью более 100 метров. Там Ростехнадзор, действительно, должен вместе с заказчиком внимательно следить за технологией работы и безопасностью. Просим Вашего поручения по этому поводу.
Третье. Нацпроекты сегодня – это масштабные социально важные программные мероприятия, которые перестраивают всю систему управления. Для дорожников это концентрация огромных ресурсов федеральных, региональных, местных бюджетов. С сожалением хотел бы отметить, что ряд субъектов до сих пор направляют средства региональных дорожных фондов через налог на имущество на финансирование иных мероприятий. По году это порядка 10 миллиардов рублей, на горизонте до 2024 года – это 60 миллиардов. И в этом смысле мы могли бы изыскать эти ресурсы для ускоренного движения вперёд.
Предложил бы освободить региональные дороги от налогообложения, как сейчас освобождены федеральные дороги, и внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Многие губернаторы, с которыми встречаюсь, обозначают проблему восстановления ветхих, аварийных путепроводов, которые часто не выдерживают возрастающих нагрузок. Сегодня мы понимаем, что и объём средств значительный, и усилия предпринимаются большие. Сейчас мы этих денег точно не найдём, дополнительных, наверное, в ближайшее время не будет.
Хочу просить о поручении включить эту программу в состав национального проекта «со звёздочками». Нужно иметь возможность при возникновении остатков, экономии, переброске возможных дополнительных ресурсов направлять их именно в национальный проект. Если программа будет за пределами [нацпроекта], мы даже перераспределить средства туда не сможем, электронный бюджет нам это не позволит. Вот у нас сейчас освободились средства по речным проектам, по комплексному плану, – не получилось отдать их дорожникам, хотя мы могли бы перераспределить, выполнить больше работ и показать больше качество.
Это же относится и к программам ускоренного развития региональных дорог. В ней сегодня две основные цели. Во-первых, не все субъекты достигают установленного параметра в 50 процентов региональных дорог, которые должны соответствовать нормативу. У нас он по национальному проекту средний, 22 субъекта не достигают этого показателя.
Кроме того, ряд субъектов, у которых много гравийных дорог, хотели бы улучшить их качество и перевести в асфальтобетон. Это тоже параметры, которые выше, лучше, чем установлены сегодня национальным проектом. Хотел бы просить Вашего разрешения без дополнительных денег, как и по мостам, включить их в проект как факультатив, наполняя деньгами по мере того, как у нас могли бы высвобождаться ресурсы».